Общественный и личный транспорт. Путешествия и космические перелеты
Транспорт Гипериона столь же разнообразен, как и его жители: скотоводы тефидианской тундры используют гусеничные машины, легко передвигающиеся по снегу; народ Лиги отдает предпочтение глайдерам – машинам на воздушной подушке, которые легко переносят пыльные бури и не вязнут в бесконечных песках; жители Герцогства и КНР ездят на доступных и легких в обслуживании колесных электромобилях. Единственный тип транспорта, не привязанный территориально – слайдеры, машины на магнитной подушке, передвигающиеся по магистралям мегаполисов любой из планет.
Огромные повелители бескрайних снегов тундры – краулеры – могут поспорить размерами с передвижным инженерным ангаром по обслуживанию бэттлфреймов. Они служат домами и передвижными фабриками для целых семей скотоводов, которые вместе с этими гигантскими машинами следуют за стадами овцебыков. Несмотря на весьма низкую скорость (около 15 км/ч), широкие гусеницы обеспечивают краулеру устойчивость во время буранов, а также не позволяют ему увязнуть в податливом насте. Энергия, необходимая для работоспособности машины, поступает из собственного радиоизотопного генератора – подобная автономность является еще одной чертой, за что кочевники ценят краулеры. Впрочем, нельзя сказать, что медлительные исполины – единственные, кто пересекает пустоши Тефиды. Для быстрого сообщения и разведки используются мобильные снегоходы самых различных видов и конструкций, способные развивать весьма значительные (до 100 км/ч) скорости. Однако в их конструкции, кроме гусениц, нет ничего особенного.
Несмотря на то, что жители пустынь Криоса преследуют те же цели, что и кочевники Тефиды, решение с гусеничным транспортом здесь не подходит – песок, в отличие от снега, не уплотняется под гусеницами тяжелой машины, а лишь расступается в стороны, обеспечивая еще более плотное увязание. Альтернативой им являются глайдеры – причудливая смесь судна на воздушной подушке и экраноплана. При старте боковые роторы глайдера нагнетают воздух под днище машины, создавая избыточное давление, после чего включается основная турбина, бросающая машину вперед. За счет конструкции при движении вперед потоки воздуха вынуждены уходить под корпус, поддерживая машину над землей; при остановке же или зависании снова включаются боковые роторы, создающие воздушную подушку. Несмотря на все ухищрения, глайдер может идти лишь над более-менее ровной подстилающей поверхностью, а высота, на которую поднимается машина, не превышает полутора метров. Кабина любого глайдера герметична – иначе бы машиной невозможно было управлять из-за поднимаемого потоками воздуха песка. Из-за значительных скоростей и опасности катастрофы создатели вынуждены были отказаться от потенциально опасных для экологии радиоизотопных генераторов и использовать более безопасные и доступные взрывомагнитные накопители.
Электромобили являются усредненной рабочей лошадкой – их дизайн фактически не изменился за последние восемь веков. Лишь на смену двигателю внутреннего сгорания пришел электрический привод, питающийся от ионисторной батареи, да шины с камерами заменило колесо с микроячеистой структурой, позволяющее не беспокоится о давлении в камере и разрушении покрышек. Описать их все невозможно – конструкции разнятся от юрких моноциклов, управляемых наклоном корпуса, и до тяжелых транспортов, использующихся для доставки грузов на перерабатывающие предприятия.
Отдельного слова стоят слайдеры – единственные машины, не имеющие собственного источника энергии. Необходимую энергию для работы электромагнитов, движущих машину, они получают бесконтактным способом непосредственно из дорожного полотна. Именно это определяет слайдер как исключительно городской транспорт – без своей специфической подстилающей поверхности и многочисленных палубных и ротационных лифтов машина абсолютно бесполезна. Слайдерные трассы имеют весьма специфичную конструкцию – так как машина имеет систему гироротации электромагнитов, то используется обе стороны дорожного полотна (верхняя и нижняя), связь между которыми определяется ротационными лифтами, напоминающими барабан револьвера. Связь между уровнями трасс же осуществляется с помощью палубных лифтов.
Преобразился и общественный транспорт – маршрутные автобусы, серьезную конкуренцию которым составляют службы такси, остались уделом лишь слаборазвитых поселений. Единая транспортная сеть, взявшая на себя функции электропоездов, метро и трамваев прошлого, представлена городскими монорельсами на магнитной подушке на планетах и системами лифтов на орбите. Они обеспечивают перевозки внутри городов, а также за их пределами; поддерживают связь мегаполисов и поселений друг с другом. Для пользования системой необходимо приобрести лишь транспортную карту, которую вы будете регулярно пополнять. Сканеры фиксируют станцию, на которой вы входите в поезд, и при выходе из состава снимают оплату сообразно проделанному пути. При отсутствии необходимой суммы вам начисляется штраф (при покупке транспортной карты с помощью личного счета) или же вызывается служба безопасности (в случае покупки карты с безличного счета).
Для того, чтобы быстро пересечь значительное расстояние (к примеру, перелететь с континента на континент) существуют стратосферные лайнеры, способные за несколько часов доставить вас в любую точку планеты. Билет на лайнер может стоить от 200 до 1000 юнифов – в зависимости от того, насколько далеко вам нужно лететь. Наряду с лайнерами работают и аппараты вертикального взлета VTOL (Vertical Take-Off/Landing), заменившие вертолеты, однако перевозимый ими пассажиропоток незначителен. Основная сфера их применения – транспорты и единицы поддержки с воздуха в армии, а также транспорт для служб, работающих в сложных условиях (медики, пожарные и т.д.).
Цены изменяются весьма значительно, как только речь заходит о космосе, пусть даже о ближнем – станциях на орбите. Простейший способ попасть на орбиту – добраться до орбитального лифта и купить билет на орбитальный экспресс, который идет в специальной нише на внешней стороне шахты орбитального лифта. Билет стоит сравнительно недорого (1000 юнифов, как и дальний перелет на стратосферном лайнере), однако и условия вашего путешествия к звездам тоже будут весьма неказистыми – при разгоне экспресса линейным ускорителем пассажиры испытывают перегрузку типа «спина-грудь» около 2,5 g, которая длится в течение минуты, пока поезд не выйдет в стратосферу. Легкая тяжесть, которая ощущается при старте шаттла или катера с поверхности, не идет ни в какое сравнение с весьма неприятными ощущениями, которые приходится терпеть 60 секунд, пока экспресс идет с повышенным ускорением. Впрочем, именно комфорт, который дают мощные ионные двигатели, и определяет стоимость на шаттл в несколько раз больше, чем стоимость билета на экспресс. Каждый пассажирский экспресс совершает четыре рейса в сутки, находясь в пути около двух часов, большую часть времени из которых занимают остановки, необходимые для точного совмещения секций пути экспресса между блоками орбитального лифта (для повышения прочности орбитальный лифт разделен на ряд блоков, которые могут смещаться друг относительно друга). По окончании пути вы окажетесь на одной из транспортных станций, расположенных на геостационарной орбите.
Новый уровень цен можно зафиксировать, как только речь заходит о межпланетных перелетах. Наилучшим вариантом является, разумеется, зафрахтовать корабль. Однако подобные контракты обычно включают суммы с пятью-шестью нулями, поэтому к ним обращаются лишь дельцы и сильные мира сего. Билет на лайнер, поддерживающий ускорение, позволяющее создавать нормальную гравитацию на борту, стоит от пяти (каюты второго класса) до двенадцати тысяч юнифов (люкс). Путешествие продлится от двух недель до полутора месяцев – в зависимости от того, насколько далеко находится пункт назначения. Разумеется, билет на транспорт или грузовоз, который будет идти рывками, короткими периодами ускорения корректируя свой курс, обойдется в два-три раза дешевле. Однако стоит помнить, что благодаря подобной экономии, большую часть времени вы проведете в невесомости (что не лучшим образом скажется на здоровье), а полет займет пропорционально больше времени, причем экипаж явно не будет заинтересован в утолении всех ваших потребностей, в отличие от обслуживающего персонала лайнера. Для желающих за минимальную сумму преодолеть путь от Гемерии до Криоса есть вариант воспользоваться услугами мобильных космических станций Кастор и Поллукс, чья орбита скорректирована таким образом, что раз в полгода они проходят близко к планетам. Используемые обычно для крайне емких грузоперевозок, они имеют также и жилые модули для пассажиров. Удовольствие отправиться в полугодовой круиз стоит всего полторы тысячи юнифов, за которые вы получаете койку, воздух, защиту от космической радиации, малую толику гравитации (треть от земной) и черепашью скорость приближения к месту назначения. Обеспечивать себя пропитанием, питьем и прочими излишествами пассажир должен сам. Впрочем, на борту станции регулярно возникают стихийные рынки, забегаловки, злачные места и прочие атрибуты цивилизации. Писатель Джозеф Гленнон как-то сказал, что Кастор и Поллукс похожи на два табора звездных цыган, которые давно забыли о цели своего путешествия. Его сравнение является достаточно метким, особенно если учесть, что станции являются рассадником криминала, перевальными пунктами для контрабандистов, а также идеальными площадками для черного рынка.
Самым значительным капиталовложением остается место на межсистемный лайнер, внешне напоминающий иглу. Билет на него стоит около тридцати тысяч (в зависимости от уровня инфляции на данный момент). Из-за характера перемещения разделения на классы отсутствует – все пассажиры путешествуют в личных противоперегрузочных ячейках. Подобная (абсолютно грабительская) цена на межзвездный перелет обеспечивается значительными техническими трудностями, ему сопутствующими: каждому пассажиру необходимо заменить кровь на обогащенный кислородом и не поддающийся распаду аналог; погрузить человека в жидкость-амниотик, которой залит противоперегрузочный ложемент; откалибровать магнитные амортизаторы согласно массе пассажира в данной ячейке и, наконец, чудовищные затраты энергии для создания вакуума Казимира непосредственно коллиматором. Перелет занимает около трех недель (иногда немного больше) за счет относительности времени в вакууме Казимира из-за изменения скорости света (в несколько раз больше привычных 300 000 км/с), что занимает даже меньше, чем пролететь насквозь систему Гиперион (лайнер преодолевает это расстояние за 45 дней). Также, перелет имеет один значительный недостаток – за счет искривления течения времени может нарушаться работа головного мозга, приводящая к локализации определенных участков (потеря памяти, определённых навыков, снижение уровня интеллекта). Этот эффект, проявляющийся приблизительно у каждого третьего пассажира, называется нейронной блокадой и является временным и преодолевается с помощью простой процедуры реабилитации. Однако один случай из ста является неизлечимым, что отнюдь не добавляет популярности этому способу перемещения.