Линейка дистанций поражения современного оружия

Дистанция

Расстояние, км

Тип вооружения

Кинжальный огонь

менее 500

Плазменные орудия, средства ПКО

Малая

500 - 1500

Масс-драйверы

Средняя

1500 - 5000

Пульсары, противокорабельные ракеты

Дальняя

5000 - 8000

Лансерные орудия

Сверхдальняя

8000 - 10000

Торпеды

Стратегическая

10 000 и более

Москитный флот

Сражения в открытом космосе невозможны.

В мире далекого будущего столкновения в открытом космосе (т.е. безграничной пустоте, удаленной от небесных тел на миллионы километров) не происходят. У этого есть очень простое объяснение – даже если вы окажетесь на курсе корабля противника, то попросту не успеете выстрелить. На скорости в несколько десятков тысяч километров в секунду оппонент попросту покинет зону поражения ваших орудий, не дав выстрелить, не говоря уже о времени, необходимом для идентификации цели, её захвате и наведении.
Все современные космические сражения происходят в областях, где уклониться от боя невозможно – на орбитах планет и спутников, в астероидных поясах, около минных заграждений и космических станций. В совсем редких случаях – на рейде, когда одной из сторон точно известно где дрейфует (не движется!) флот противника. Эта же особенность определяет и специфику сражения – для участия в нем все корабли должны иметь очень малую скорость друг относительно друга (десятки, если не единицы километров в секунду). Крупные сражения имеют характер позиционных: ядро составляют космические форты или тяжелые корабли, обменивающиеся мощными артиллерийскими «оплеухами» с противником, в то время как мобильные клинья более легких кораблей пытаются взломать оборону противника, смешав их боевые порядки.

Мостик не находится в надстройке на корпусе, а тем более – на носу корабля.

Мостик, как и реактор/хранилища топлива – это наиболее важные, а значит – и наиболее уязвимые части корабля. По этой причине они расположены в самом центре корпуса для обеспечения максимальной защиты.

Корабельные палубы считаются вертикально, а не горизонтально.

Поэтому термины «орудийная палуба», «жилая палуба» не являются более актуальными – отсеки с системами обычно тянутся по кораблю горизонтально, а палубы располагаются вертикально. Такая конструкция используется для того, чтобы ускорение, создаваемое двигателем корабля, также служило источником искусственной гравитации.

На кораблях нет иллюминаторов.

Подобная конструкция слишком уязвима – их роль выполняют пленочные экраны, наклеенные на стены, которые транслируют изображение с камер внешнего обзора. Множество ярких огней, которые можно заметить со стороны на корпусе – это парковочные огни, маркеры шлюзов, технических коммуникаций и т.д.

Пилоты москитного флота не следят за сражением визуально через прозрачное стекло кокпита.

У кораблей этого типа действительно есть остекление. Однако у него совершенно иное предназначение – чтобы в случае критических повреждений машины, пилот мог сесть, ориентируясь визуально и следуя указаниям диспетчера.
     Во время вылетов кокпит закрывается броневой заслонкой, чтобы защитить пилота. Изображение же строится на экранах компьютером на основании данных, получаемых с камер и постов наблюдения. Чаще всего противник выглядит как маркер на радаре и увеличенная компьютером модель его корабля, а не назойливо болтающийся перед носом истребитель.

Энергетических щитов не существует.

Подобная технология, как и управление гравитацией, в корне бы изменила жизнь человечества, не говоря уже о способах ведения войны. Однако в данный момент ученым не под силу раскусить этот твердый орешек и конструкторам приходится довольствоваться комбинированной броней.

Космические сражения не молниеносны.

Причиной этому служат все те же факторы, что мы упоминали в начале: инерция и расстояния. Чем больше масса корабля – тем больше времени занимает сам маневр. В случае самых тяжелых кораблей даже такой простой маневр, как смена курса на 90 градусов, может занимать до часа. Расстояние же влияет на скорость наведения орудий на цель – чем больше расстояние, тем с большей точностью должно осуществляться наведение. К примеру, ошибка на одну угловую минуту на расстоянии тысячи километров приведет к смещению заряда на сотни метров. Также, некоторое время занимает подготовка корабля к сражению – выравнивание скоростей и выведение орудий на боевой режим. Подготовка требуется даже установкам, расположенным в башнях – во время полета все они утапливаются на некоторую глубину в корпус, а сами орудия закрываются щитами. Это делается для того, чтобы уберечь их от случайных попаданий метеоритов и эрозии от космической пыли.

Экипажи кораблей не носят парадную униформу.

То бишь увидеть кого-то в кителе, летной куртке, брюках или иных элементах одежды, привычных для армии – большая редкость. Причиной этому является непредсказуемое поведение такой одежды в условиях невесомости, что затрудняет действия человека. Поэтому парадная форма надевается лишь в случаях, когда корабль находится на верфи, либо же при нахождении экипажа на объекте, обладающем силой притяжения (космическая станция, луна, планета). В остальное время все, включая старших офицеров, носят либо комбинезоны с фиксацией рукавов и штанин (штатные ситуации), либо мягкие скафандры (боевая тревога/высокая степень готовности). В качестве обуви используются ботинки с мягкими магнитными подошвами для сцепления с поверхностью. Также, и скафандры, и комбинезоны, имеют области с «липучками», куда в условиях невесомости можно прикреплять необходимые вещи и инструменты.

Повреждения в космических сражениях.

Как бы парадоксально это ни звучало, но даже если заряд не пробивает броню корабля, он, тем не менее, наносит некоторый ущерб – это в большей степени каcается энергетического оружия, нежели кинетического. Попадание заряда даже в броневую пластину высвобождает большое количество тепловой энергии, которую далеко не всегда удается сбросить. Несмотря на то, что температура в окружающем пространстве крайне низка, нагретым элементам обшивки просто некуда отводить тепло – в вакууме нет среды, которая могла бы это тепло передавать. Так возникает опасность так называемого «вакуумного» пожара – когда тепло от одного поврежденного элемента распространяется на соседние, деформируя их и приводя в негодность. По этой причине в большинстве случаев броня делается навесной – на специальных фермах, отстоящих на небольшом расстоянии от корпуса, чтобы при возникновении опасности пожара отстрелить их в космос. Вторая проблема – любое попадание в корабль изменяет его курс. Весьма незначительно, однако на таких скоростях подобные ошибки могут стать фатальными.
Нередко на борту случаются пожары, возникающие внутри отсеков в результате нагрева внешней обшивки или же детонации боеприпасов. Кроме повреждений, которые наносит пожар оборудованию, он с огромной скоростью выжигает кислород внутри отсека. Если дать пожару распространиться по кораблю, то вскоре регенерационные установки не смогут эффективно рециркулировать воздух и в течение короткого времени (десять-двадцать минут) все члены экипажа, не успевшие облачиться в скафандры, погибнут от отравления угарным газом или удушья. Это исключая те варианты, когда пожар добирается до складов ракетного топлива, запасов сжиженного кислорода/водорода или склада боеприпасов – тогда единственным возможным вариантом становится эвакуация экипажа. Методов борьбы с огнем всего два – это ликвидация очагов возгорания собственным силами (системами автоматического пожаротушения или с помощью пожарных команд) либо же разгерметизация отсека. Второе – более эффективно, т.к. отсек почти моментально лишится среды, которая может поддерживать горение. С другой стороны, разгерметизация убьет все незащищённые биологические объекты, а поток воздуха вместе с пламенем вынесет за борт все незакрепленные предметы. Помните, что не все отсеки можно разгерметизировать – центральные отсеки корабля, вроде мостика или двигательного отсека, не имеют внешних шлюзов.

Человек не в состоянии выжить в космосе без скафандра.

Любой период времени, проведенный в безвоздушном пространстве, будет для него смертельным. Причиной гибели будет не удушье, радиация или переохлаждение – разница давлений (одна атмосфера внутри тела и полное отсутствие давления за пределами) убьет его намного раньше. Декомпрессия за мгновения разорвет все кровеносные сосуды и вскипятит кровь и все внутренние жидкости, заставляя газы испаряться. Разумеется, при нарушении герметичности корабля не всегда в стене отсека возникает дыра таких размеров, что воздух покидает помещение за доли секунды – часто в результате взрывов или иных внешних повреждений образуются микротрещины и давление падает достаточно медленно, позволяя пристегнуть шлем, а в некоторых случаях – и успеть надеть скафандр. Также, большинство кораблей имеют системы аварийной герметизации – запорные створы из керамометалла, которые отрезают разгерметизированные отсеки, а также быстрозатвердевающие гели, которые распыляются внутри обшивки в случае появления микротрещин. Гель в состоянии на достаточно продолжительное время (несколько часов) почти полностью прекратить утекание атмосферы из отсека, давая экипажу возможность наложить заплату.

«Тахионных лазеров», «фазоимпульсных нейродеструкторов» и «гравинуклонных торпед» не существует.

К несчастью, современное НФ тяготеет к комбинированию научных терминов без их понимания. Чтобы избежать подобных конфузов, мы создали короткое описание всех существующих видов корабельного вооружения.
Все вооружение можно поделить на три большие группы: главный калибр, основное вооружение, системы ПКО.
• Главным калибром именуется орудие с максимальной боевой эффективностью (для кораблей 4-го ранга и выше). К примеру, короткоимпульсная лазерная пушка (пульсар) вполне может быть главным калибром на корвете. Для крупных кораблей это понятие используется реже в силу того, что основную мощь там обеспечивают бортовые батареи, среди которых нельзя выделить одно орудие. Торпеды не могут считаться главным калибром по причине весьма значительного ограничения по количеству боеприпасов.
• Системы ПКО – массив орудий/ракетных блоков, предназначенный для защиты корабля от москитного флота противника, ракет и торпед на коротких расстояниях (до 500 км).
• Основное вооружение – основной объем вооружения, установленный на корабле. Сюда входит также все подвесное вооружение.

Классы вооружения

Пульсары.
Пульсарами называют лазерные пушки, способные генерировать заряды очень короткой длительности (сотые и тысячные доли секунды). Калибр пульсара измеряется по диаметру фокусирующей линзы, через которую выходит луч. Существует весьма широкий диапазон пульсаров – от 20 мм (для систем ПКО и вооружения истребителей) и до 250 мм (главные калибры фрегатов старого образца, орудия казематных батарей крейсеров). Достоинствами пульсаров является их дешевизна и автономность (пульсар питается от корабельного реактора, так что ему не нужны боеприпасы), а также высокий темп огня (сотни зарядов в минуту). Недостатками являются малая пробивная сила (любой тип бронирования задерживает лазерный импульс) и низкая точность (на расстоянии трех-четырех тысяч километров 10-15% попаданий в цель из всей очереди считается удовлетворительным результатом).

Лансеры.
Лансер является разновидностью лазера, противоположной пульсару. Его специфика – длинные и сверхдлинные импульсы (до секунды). Подобный характер стрельбы позволяет лансерным орудиям иметь значительно большую дальность огня, а также корректировать огонь непосредственно во время выстрела смещением луча. Существует даже особый тип корректировки огня – несколько лансеров объединяются в батарею, где выстрел производит сначала один, затем, введя поправку если первый выстрел прошел мимо цели, второй (с задержкой в десятую долю секунды) и так далее. Подобные батареи называют секвенсорными. При удаче, все лучи лансеров из батареи сходятся в одной точке на корпусе корабля противника. Недостатком этого оружия является длительный период перезарядки и невозможность вести огонь на коротких (до 500 км) дистанциях из-за медленного процесса наведения.

Масс-драйверы.
Орудия, которые разгоняют заряд с помощью магнитного поля, называются масс-драйверами. Масс-драйверы обладают весьма серьезным потенциалом: они могут использовать разные типы зарядов (кумулятивные, бронебойные, фугасные, осколочные), а также против них неэффективны рассеивающие экраны. Кроме того, масс-драйверы обладают высоким темпом стрельбы. Их недостатками являются малая скорость полета боеприпаса (значительно ниже скорости света), что результирует в хорошей точности лишь на малых дистанциях, и ограниченный боезапас. Помимо прочего, масс-драйверы малого калибра используются в системах ПКО (разумеется, в этих версиях речь о выборе боеприпаса не идет).

Плазменные орудия.
Созданные на базе масс-драйверов, плазменные орудия мощным электрическим зарядом превращают металлическую болванку в облако плазмы, которое сжимается магнитным полем и выстреливается навстречу кораблю противника. Из-за нестабильности плазмы заряд постепенно разрушается, оставляя за собой яркий «хвост», поэтому применения плазменных орудий внешне напоминает выстрел из огнемета. Полное рассеяние облака наступает приблизительно через 700 км, что делает применение этого оружия возможным лишь на сверхкоротких дистанциях. Тем не менее, плазменные орудия являются одним из самых разрушительных типов вооружения, доступных человечеству – от них не спасает ни один вид пассивной защиты, кроме непосредственно толщины брони и корпуса корабля.

Ракетное и торпедное вооружение.
Несмотря на то, что механизм их работы одинаков – использование собственного двигателя для преодоления расстояния между кораблями, то тактика их применения в корне отличается. Ракеты обычно имеют достаточно компактный размер (от двух до пяти метров в длину), оснащены лишь одной ступенью и сравнительно простыми механизмами наведения. Обычно они выстреливаются залпами для того, чтобы максимизировать урон противнику (системы генерации ложных целей и помех имеют предел относительно количества целей, которые они способны «обмануть»).
Торпеды же значительно больше (от восьми метров и более), обычно имеют две ступени (разгона и наведения), а также оснащены собственными системами генерации помех и бортовым компьютером, мощность которого сравнима с мощностью компьютера бортового истребителя. Их цель – обойти системы электронного противодействия и ПКО корабля-оппонента, чтобы нанести максимальный урон одним попаданием.

Типы боевых частей для ракет и торпед:

Ударно-кинетические
По сути своей, это просто болванка, разгоняемая ракетным двигателем. Обычно такие используются в ракетных блоках систем ПКО, а также в качестве снаряжения бортовых ракетных шахт кораблей бюджетного класса. На торпеды ударно-кинетическая БЧ ставится только в одном случае – на учениях.

Кумулятивные
В подобных БЧ направленный взрыв создает реактивную струю, которая разрезает верхние слои брони, давая бронебойному сердечнику проникнуть вглубь.

Осколочные/Кассетные
В этом случае БЧ, кроме взрывчатого вещества, содержит еще большое количество поражающих элементов – осколков, шариков, игл и т.д. Основная цель подобного заряда – покрыть как можно большую площадь. В ракетах такие БЧ используются только в системах ПКО, так как радиус их поражения составляет сотни метров, а нанести повреждения крупному кораблю таким зарядом почти невозможно. Вместо осколочных БЧ, на торпеды устанавливаются их аналоги – кассетные. Кассетная боеголовка включает в себя взрывомагнитный генератор и простейшие системы разгона вокруг него. После детонации заряда в генераторе на цепи разгона подается энергия, которая выбрасывает из десятков шахт-«сот» иглы из сверхтвердых материалов, которые движутся с ускорением в десятки километров в секунду. Попадание такой иглы равносильно попадание из масс-драйвера малого калибра, что делает кассетные боеголовки опасными даже для кораблей 4-го ранга.

Объемного взрыва
Самый простой и широко используемый вариант – весь объем боеголовки заполняется взрывчатым веществом. Чем больше мощность ВВ, тем лучше.

Термические
Вместо взрывчатых веществ и поражающих элементов объем БЧ заполняется вязким веществом, которое способно некоторое время поддерживать горение в вакууме. Эффективность использования термических боеголовок весьма спорная – во-первых, даже вязкие вещества не всегда пристают к корпусу корабля (а свободно летающие в космосе они представляют серьезную опасность для истребителей); во-вторых, уничтожить крупный корабль с помощью термической боеголовки фактически невозможно. С другой стороны, термические заряды сильно повреждают броню на большой площади, независимо от её типа.

Важно! Несмотря на возможность создания, ионное оружие отсутствует. Причиной этому является защита кораблей от наведенного электромагнитного и ионизирующего излучения, которые излучают звезды. Подобная защита сводит на нет эффективность ионного оружия.

Схемы защиты

Существует весьма широкий ассортимент средств защиты кораблей от огня противника: начиная с брони разных типов и заканчивая методами радиоэлектронной борьбы. Бронирование именуется пассивной защитой, в то время как иные методы противодействия называют активными.

Пассивные схемы защиты

Отражающие покрытия
Так как лазерные лучи по сути своей являются светом, то нанесение слоя, играющего роль своеобразного «зеркала» в широком диапазоне, будет при попадании отводить достаточно большой процент энергии выстрела. Впрочем, при каждом попадании «зеркало» будет терять часть своей отражающей способности, в итоге становясь неэффективным. Подобный метод является достаточно дорогим, так как после каждого сражения корабль надо заново «перекрашивать», нанося новый слой защитного покрытия, а в случае с кораблями старших рангов – и вовсе невозможный из-за площади корпуса. Также, отражающие покрытия совершенно неэффективны против ракет или кинетического оружия.

Рассеивающие экраны
Следующим вариантом развития является установка на корпус экранов, которые способны с очень большой скоростью рассеивать энергию попадания лучевого оружия, переводя её в излучаемое тепло. Рассеивающие (диссипативные) экраны обычно имеют слоистую структуру и делятся по уровням энергии, которую они способны рассеять за секунду. Распространённой практикой является установка нескольких щитов послойно, чтобы в случае перегрева можно было просто отстрелить в космос поврежденный экран.

Термостойкие щиты
Самый простой, изобретенный еще в ХХ веке, способ защиты корпуса от нагрева – это установка на внешнюю обшивку щитов из термостойкого материала (обычно керамики). Эффективность этого средства перед лучевым оружием несколько выше, чем у обычных броневых пластин, однако керамические накладки также предоставляют среднюю защиту от кинетического оружия и ракет. Недостатком этого метода является то, что керамические элементы имеют гораздо меньшую механическую прочность, чем броневые пластины, поэтому они устанавливаются непосредственно на внешнюю обшивку корабля, а не на вынесенные конструкции. Также, регулярный осмотр поверхности для замены поврежденных элементов занимает весьма продолжительное время.

Броневые пластины
Основное их предназначение – защита корабля от кинетического вооружения. По этой причине для их изготовления используются материалы с максимальной механической прочностью – керамометаллические сплавы, металлические детали, полученные безгравитационным литьем или же панели, сделанные по принципу «чобхэм» (структура из перемежающихся слоев металла, керамики и пластика). К несчастью, любой такой материал легко накапливает и почти не рассеивает тепло, поэтому после нескольких попаданий из лучевого оружия их эффективность значительно падает.

Термокинетическая защита
Системы термокинетической защиты обычно устанавливаются либо между броневых пластин, либо на внутренней поверхности брони. Их задача – погасить энергию и изменить траекторию проникающих элементов, таких как сердечники кумулятивных боеголовок и бронебойные заряды масс-драйверов. Система реагирует на нарушение целостности покрытия – таким образом проходящий бронебойный заряд замыкает цепь запуска. Почти сразу же активируется смещение сверхтвердых пластин, которые, как огромные ножницы, фактически разрубают поражающий элемент.

Аблативная броня
Единственный эффективный способ защиты против плазменных орудий, аблативная броня обычно изготавливается из разного рода пластика или вспененных хард-гелей. Толщиной от одного до нескольких метров, она, разрушаясь, принимает на себя все тепло попадания энергетических и плазменных зарядов и кинетическую энергию масс-драйверных зарядов и ракет. Несмотря на свою эффективность, аблативная броня фактически не используется на боевых кораблях – её размеры значительно увеличивают радарный профиль корабля, делая его более заметным, и не позволят эффективно управлять орудиями, создавая множество мертвых зон.

Активные схемы защиты

Системы ПКО/противоракеты
Одна из самых надежных систем активной защиты – это системы противокосмической обороны. Расположенные на корпусе, они обычно представлены турелями малого калибрам, блоками залпового огня с неуправляемыми ракетами или же минами направленного действия (самый редкий вариант). Их задача – защита корабля от кораблей москитного флота противника, а также ракет и торпед. Впрочем, торпеды и противокорабельные ракеты имеют весьма сложные программы поведения, рассчитанные на то, чтобы обмануть системы ПКО. Поэтому для борьбы с ними чаще используются противоракеты – ракеты с очень малым запасом взрывчатого вещества, однако очень мощным двигателем. Задача противоракеты – уничтожить торпеду до того, как она перейдет в стадию активного маневрирования (сбросит первую ступень).

Генераторы ложных целей
Одним из вариантов повышения живучести корабля в бою является использование систем генерации ложных целей, которые снижают эффективность работы тактических и баллистических процессоров противника. Существует большое количество подобных средств: «приманки», имеющие ясно различимый факел двигателя и активно излучающие в широком диапазоне; маяки-«фантомы», создающие иллюзию дрейфующих кораблей за счет направленных передач и, наконец, «плуты» - системы, расположенные на борту корабля, которые распознают активное сканирование и дополняют отраженный импульс заведомо ложной информацией.

Системы генерации «белого шума»
Генераторами «белого шума» называется широкий спектр средств, предназначенный затруднить (или же сделать и вовсе невозможной) работу средств наведения кораблей противника, а также связь между ними.

Стелс-системы
Под общим названием «стелс-системы» скрывается целая группа разнообразных средств, предназначенных значительно снизить вероятность обнаружения корабля. К ним относятся отражающие покрытия, уменьшающие радарный профиль цели; мимикрирующие покрытия, которые меняют радарный профиль корабля на другой (например, маскируют боевой корабль под гражданский); дробители выхлопа, которые уменьшают радиационный факел и затрудняют отслеживание корабли с помощью спектрографов. К стелс-системам можно даже отнести специфическую покраску корпуса корабля, затрудняющую его определение с помощью оптики.

Системы обнаружения

Для того чтобы атаковать противника, нужно его сначала обнаружить и идентифицировать. Именно этой цели служат целые массивы сенсоров и камер, а также обширные базы данных. Системы обнаружения, как и средства защиты, подразделяются на активные и пассивные. Разница состоит в том, что активные системы посылают импульсы, отражающиеся от обшивки вражеского корабля, а пассивные фиксируют изменения окружающей среды, которые этот корабль создает.
К активным сенсорам относят радары (в бою используются радарные станции ближнего радиуса действия, отличные от навигационных) и лазерные сканеры (лидары). Радары дают возможность обнаружить объект без маскировочного покрытия на расстоянии 20-30 тысяч километров, однако получаемый с радара профиль весьма размыт, что затрудняет идентификацию объектов. Лидары имеют гораздо лучшую разрешающую способность (построение компьютерной модели с отклонением от реальных размеров в 0,1%), однако сокращенную дальность действия – до 8000 км.
Пассивными же являются: оптика, спектрографы и гравитометрические.
Камеры являются самым ограниченным по дальности средством обнаружения – адекватное изображение крупного корабля можно получить лишь с расстояния в 2000 км. Спектрографы, анализирующие выхлоп двигателя корабля, и сенсоры искажения гравитационного поля, определяющие массу движущегося объекта, в состоянии давать достоверную информацию на дальности в несколько десятков тысяч километров.

Важно! Использование активных сенсоров значительно увеличивает вероятность обнаружения корабля.